Ветеринарная медицина — наука, которая постоянно развивается и обновляется. Ежегодно проводится множество исследований в различных направлениях. Далее ознакомим вас с последними изменениями в иммунологии.

Разработка руководства по вакцинации собак и кошек

В 2006 году была создана группа по составлению руководств по вакцинации (The Vaccination Guidelines Group, VGG) «Международной ветеринарной ассоциации мелких домашних животных» (The World Small Animal Veterinary Association, WSAVA) для разработки руководств по вакцинации собак и кошек для применения во всем мире.

Первая версия руководства WSAWA была опубликована в 2007 году, в 2010 году в руководство были внесены изменения и создан основанный на нём документ для владельцев и заводчиков собак и кошек. В 2014 и 2015 г.г. группа VGG работала над внесением изменений в глобальное руководство по вакцинации собак и кошек, это руководство было обновлено и расширено в связи с новыми научными данными. Руководство носит рекомендательный характер, на основании которого должны разрабатываться схемы вакцинации для той или иной местности.

Форма и большая часть содержания версии 2015 года аналогичны форме и содержанию руководства, опубликованного в 2010 году.

Изменения, внесенные в этот документ, включают следующее:

1. Больше внимания уделяется демонстрации подхода к составлению рекомендаций WSAVA, основанного на доказательствах; разработана новая система классификации доказательств, относящихся к вакцинологии; приводится более полный перечень соответствующей научной литературы.
  2. Внесены изменения относительно рекомендуемых сроков вакцинации щенков и котят базовыми вакцинами с учетом новых данных о продолжительности сохранения материнских антител в крови у этих животных. В частности, возраст введения последней вакцины начальной базовой серии вакцинации щенка или котенка был увеличен до 16 недель или старше.
  3. Внесены изменения в рекомендации относительно ревакцинации щенков и котят через 12 месяцев, предусматривающие возможность сокращения этого интервала до возраста 6 месяцев (26 недель).
  4. Внесены уточнения и приводится дополнительное обсуждение интервалов ревакцинации взрослых кошек, вакцинируемых модифицированными живыми вирусными вакцинами (МЖВ, modified live virus, MLV) против герпесвируса кошек-1 (Feline Herpesvirus, FHV-1) и калицивируса кошек (Feline Calicivirus, FCV).
  5. Включена информация о новых вакцинах (например, о новой пероральной вакцине для собак против Bordetella bronchiseptica, вакцине против FCV, содержащей два штамма вируса, и вакцинах, содержащих несколько серогрупп бактерий рода Leptospira).
  6. Вакцина против вируса иммунодефицита кошек (Feline Immunodeficiency Virus, FIV) отнесена к дополнительным.
  7. Внесены изменения сроков введения базовых вакцин щенкам и котятам в приютах.
  8. Приводится подробное обсуждение использования выполняемого на месте (в клинике) серологического тестирования для определения титров антител, специфичных для антигенов базовых вакцин, и в том числе применение таких тестов для контроля вспышек инфекционных болезней в приютах.
  9. Продолжены рассуждения об оптимальном анатомическом месте введения вакцин кошкам.
  10. Обновлена информация в справочных данных VGG об инфекционных заболеваниях и расширен список часто задаваемых вопросов.

Новые рекомендации могут противоречить инструкциям к вакцинам

Практикующие ветеринарные врачи и владельцы животных часто переживают, что рекомендации руководства WSAWA противоречат рекомендациям, которые даются в инструкциях к вакцинам (или в «кратких характеристиках лекарственных средств», как инструкции обычно называют в Европе).

Инструкция или краткая характеристика лекарственного средства – это документ, создающийся в процессе регистрации конкретной вакцины. Инструкция содержит подробную информацию о качестве, безопасности и эффективности препарата и, в случае вакцин, описывает минимальную длительность иммунитета, обеспечиваемую данным препаратом.

Длительность иммунитета определяется на основе экспериментальных данных (т.е. в течение какого времени после вакцинации животное будет защищено от инфицирования или болезни согласно результатам экспериментального заражения вирулентным инфекционным агентом), она представляет собой минимальное значение и не обязательно отражает истинную длительность иммунитета, обеспечиваемую вакциной.

Для большинства базовых вакцин для мелких домашних животных до относительно недавнего времени значилась минимальная длительность иммунитета 1 год, исходя из чего рекомендовалась ежегодная ревакцинация. В последние годы многие из этих вакцин были перелицензированы уже как имеющие минимальную длительность иммунитета 3 (или иногда 4) года.

Фактически, во многих странах большинство базовых МЖВ вакцин в настоящее время лицензированы для ревакцинации взрослых животных один раз в три года. Однако есть много других стран, в которых для тех же самых вакцин по-прежнему указывается минимальная длительность иммунитета 1 год. Причина лишь в том, что производитель не подал заявку на изменение рекомендаций, содержащихся в инструкции к препарату, или в том, что лицензирующий орган страны не дал разрешения на внесение изменений. Эта неприятная ситуация приводит к замешательству среди врачей в таких странах.

Самое главное — помнить, что даже 3-летняя длительность иммунитета согласно лицензии является минимальной для базовых вакцин, большинство которых, вероятно, имеют гораздо более продолжительную (возможно, даже пожизненную) истинную длительность иммунитета у большей части вакцинируемых животных.

Вакцинация и дегельминтизация в ветеринарной клинике «Фаворит»

Работа нашей клиники основывается на принципах доказательной медицины.

По этой причине мы начинаем рекомендовать и внедрять новые схемы вакцинации животных. Реализовать эту программу помогают нам производители вакцин, которые расширяют линейку своих препаратов и делают их более безопасными для применения. Применяя различные вакцины мы можем реализовать более эффективные программы для иммунизации животных, при этом снижая «вакцинальную нагрузку» и минимизируя возможные побочные реакции, но не теряя напряжённости иммунитета к тому или иному заболеванию.

Также в связи с расширяющимися знаниями и исследованиями в паразитологии мы изменили наш подход к обработке животных от гельминтов (дегельминтизации). Строгие правила об обработке животных от гельминтов перед вакцинацией более не действуют, т. к. есть доказательная база, что наличие гельминтов не приводит к значимому снижению выработки антител после вакцинации, т.е. иммунитет формируется длительный и напряжённый даже при большом количестве гельминтов в организме.

Вероятность заразиться опасным инфекционным заболеванием и погибнуть — это причина, по которой мы должны проводить вакцинацию в первую очередь (особенно у щенков и котят), а обработки от гельминтов проводить параллельно.

Конечно же эти правила распространяются только на клинически здоровых животных с достаточной массой тела, с хорошим аппетитом, с отсутствием поноса, рвоты и т.д.

Если вакцинация проводится планово — конечно желательно обработать планово и от гельминтов.

Но бывают случаи, когда необходимо пренебречь этим в пользу защиты животного от опасных инфекционных заболеваний.

Рекомендации по обработке питомца от гельминтов и разработка схемы вакцинации — задача врача, который должен создать план обработок исходя из условий жизни животного и его возраста. Такие схемы будут отличаться у кошек и собак, а также индивидуально.

В нашей клинике мы будем рекомендовать Вам новый подход к вакцинации и дегельминтизации.

Вы вправе согласиться либо отказаться от такого подхода. В любом случае мы предложим Вам альтернативные варианты, но ознакомим Вас со всеми сторонами процедуры.

Ниже приведены ссылки, где Вы можете ознакомиться с полными рекомендациями WSAWA по вакцинации кошек и собак.